Проверка контрагентов – важный этап борьбы с недобросовестными поставщиками.
Одним из часто встречающихся случаев корпоративного мошенничества является преднамеренное неисполнение обязательств, включая частичный или полный отказ от исполнения обязательств. Как правило, данные проблемы возникают в случае предварительного авансирования поставок. В целом ряде отраслей (выполнение строительно-монтажных работ, поставка сложного и дорогостоящего оборудования и др.) договорами предусматривается обязательная предварительная оплата части стоимости продукции или работ по договору. В отдельных случаях сумма аванса может составлять от 30 до 50% от стоимости продукции или работ. При этом, несмотря на наличие тендерных процедур при организации закупок, число случаев мошенничества со стороны поставщиков неуклонно растёт. И тенденция эта, увы, характерна как для госзакупок, так и для компаний из негосударственной сферы.
Компании, получившие аванс, либо исчезают и перестают выходить на связь, либо исполняют обязательства лишь частично и в дальнейшем также перестают выходить на связь. Как правило, такие компании имеют короткую по продолжительности историю, оформлены на подставных лиц или имеют в составе участников аналогичные недобросовестные компании.
Часто компании обращаются к нам с вопросом — существует ли надежная защита от мошенничества при проведении закупок? Какие контрольные мероприятия могут предотвратить в будущем односторонний отказ от исполнения обязательств поставщиками?
На наш взгляд, наиболее эффективными средствами борьбы с отказом от исполнения обязательств поставщиками являются тщательная проверка контрагентов на этапе тендерных процедур или на этапе выбора единственного поставщика, если тендерные процедуры не проводятся. Это так называемая процедура проверки KYC (Know Your Customer) в переводе — «Знай своего клиента». Процедура включает проверку и изучение финансовой и юридически значимой информации о деятельности Ваших контрагентов.
Данная процедура изначально была разработана и использовалась в финансовой сфере (Банки, инвестиционные компании и др.). В дальнейшем данные практики были распространены на более широкий круг компаний и сегодня успешно применяются в самых разных отраслях.
На сегодняшний день проверка контрагентов на этапе подготовки к заключению договоров -уже достаточно распространенная процедура. Тем не менее, многие компании пренебрегают подобной проверкой, либо по причине сжатых сроков, отведенных на заключение договоров, либо, не имея отрицательного опыта взаимодействия с недобросовестными поставщиками. И зачастую позже, сталкиваясь с недобросовестными компаниями и потеряв существенные средства, сожалеют о сэкономленном времени и средствах на проверку контрагента.
Наша компания предлагает эффективную процедуру проверки контрагентов по системе KYC. Как правило, проверка проводится по целому ряду параметров (в нашей практике их более 40), при этом изучаются данные в моменте (на текущую или последнюю отчетную дату) и в динамике за несколько предыдущих лет.
В частности, проверяются следующие данные:
— регистрационные данные о компании на предмет их корректности и достоверности;
— состав участников компании;
— проверка руководителей компании и анализ состава органов управления;
— проверка наличия у компании необходимых лицензий, членства в СРО и соответствия иным обязательным требованиям;
— анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности компании за прошедшие три года с целью оценки размера и структуры активов, обязательств и собственного капитала, оценки финансовой устойчивости компании в динамике и прогноза её финансового состояния в будущем;
— анализ активов компании (собственное и арендованное имущество), проверка регистрационных данных на данное имущество, срок владения;
— проверка наличия необходимых ресурсов и опыта работ для выполнения обязательств по договору;
— анализ связей компании с иными аффилированными компаниями и лицами, оценка возможного влияния третьих лиц на способность компании исполнять свои обязательства;
— оценка качества производимой или поставляемой компанией продукции (выполняемых работах), сравнение её с аналогами от других поставщиков, анализ отзывов о компании из открытых источников, а также запрос отзывов от других клиентов данной компании;
— проверка на участие компании в тендерах в предыдущие отчетные периоды и их результаты;
— проверка арбитражной истории компании, а также наличие незавершенных судебных дел и размер возможных претензий к компании;
— проверка на возможную аффилированность участников или руководителей компании с работниками компании-клиента, проверка потенциально-возможных конфликтов интересов;
— ряд иных вопросов, с учетом отраслевой специфики и направлений бизнеса компании.
В результате анализа формируется детальный профиль компании, который позволяет с большой долей надежности прогнозировать поведение компании в будущем и её добросовестность в ходе исполнения своих обязательств по договору. По нашей практике, компании — поставщики, успешно прошедшие данную проверку, в подавляющем большинстве случаев в дальнейшем являлись добросовестными поставщиками и исполнителями своих обязательств.