Кейсы

РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС

Финансовые расследования
В результате мошеннических действий со стороны руководства ресторанного бизнеса на протяжении двух лет осуществлялось изъятие части наличной выручки из кассы ресторанов.

Описание проблемы:

Единственный акционер – владелица ресторанного бизнеса (два ресторана в г. Москве) обратилась к нам в связи с подозрениями о недобросовестности менеджмента ресторанов и существенным снижением размера доходов и чистой прибыли ресторанов. В течение двух лет акционер проживала за пределами РФ и не имела возможности осуществлять оперативный контроль за деятельностью своих ресторанов и его менеджмента. По данным финансовых отчетов менеджеров произошло существенное снижение числа посетителей обоих ресторанов, что повлекло за собой ухудшение финансовых показателей бизнеса. Акционер сомневалась в достоверности данных финансовых отчетов.

Предварительная диагностика:

На этапе предварительной диагностики в течение месяца осуществлялось регулярное посещение обоих ресторанов нашими специалистами. При этом фиксировалось количество посетителей по дням недели и в течение рабочего дня. Осуществлялись контрольные закупки по различным разделам меню (еда и алкоголь). Фиксировались способы оплаты счетов посетителями. В частности, было установлено, что заполняемость ресторана в течение недели находится на достаточно высоком уровне (в понедельник – четверг – до 70% мест, в пятницу и выходные дни - на уровне 90-100% мест). При этом в вечерние часы систематически администрацией ресторанов предлагалось посетителям осуществлять расчеты исключительно наличными денежными средствами (якобы в связи с неисправностью платежных терминалов). В то же время в будние часы расчеты по банковским картам производились без ограничений.

Таким образом, было сделано предположение о намеренном занижении администрацией ресторанов выручки по банковским картам в вечерние часы работы ресторанов и возможном манипулировании полученной наличной выручкой.

Результаты проверки:

После начала официальной проверки и предоставлении проверяющим полномочий в отношении принятия управленческих решений, обязательных для выполнения директорами ресторанов, была произведена независимая экспертиза состояния платежных электронных POS-терминалов, через которые осуществлялись расчеты банковскими картами. Результаты экспертизы показали полную работоспособность всех терминалов.

Далее по распоряжению акционера менеджменту ресторанов было категорически запрещено отключать POS-терминалы в вечернее время. При этом наши представители в течение двух месяцев осуществляли ежедневный контроль за применением POS-терминалов, а также размером наличной и безналичной выручки по кассе ресторанов и её отражении в автоматизированной системе учета R-Keeper. Также были взяты под контроль процедуры закупки продуктов и алкоголя. Кроме того, были получены и проанализированы данные автоматизированной системы учета R-Keeper за прошедший месяц, с целью сопоставления данных контрольных закупок и данных учета. Также были проанализированы данные системы учета R-Keeper и данные бухгалтерского учета за предыдущие два года.

По результатам анализа было установлено, что ни одна из контрольных закупок не была отражена в системе учета (ни выручка от продажи, ни себестоимость реализованных блюд и алкогольных напитков).

Директора ресторанов отказались прокомментировать полученные результаты и заняли неконструктивную позицию по отношению к проверяющим. Аудиторам удалось получить комментарии одного из работников ресторана, который заявил, что данные программы R-Keeper еженедельно корректировались специально приглашенными специалистами.

Анализ данных по закупкам продуктов и алкоголя показал, что около 65% (в стоимостном выражении) продуктов и алкоголя закупались за наличный расчет, при этом данные о закупках не попадали в данные официального учета и отчетности. Соответственно, реализация готовых блюд и алкогольных напитков из указанного объема закупок также не отражались в учете.

Таким образом было очевидно, что данные финансового учета ресторанов являются недостоверными (как по объемам реализации блюд основного меню и алкоголя, так и по объемам закупок продуктов и алкоголя) и не могут отражать реальную доходность бизнеса. Фактически в ресторанах существовал двойной учет доходов и расходов. При этом в мошеннические схемы были вовлечены помимо директоров ресторанов менеджеры по закупкам продуктов и алкоголя, а также бухгалтеры и бармены.

Для оценки реальной доходности ресторанов по согласованию с акционером было принято решение о введении сплошного внешнего контроля за деятельностью руководства и работников ресторанов с целью получения реальных достоверных данных по выручке, расходам и финансовым результатам ресторанов для последующего сопоставления полученных данных с данными предыдущих месяцев.

Через неделю после введения процедур контроля директора обоих ресторанов написали заявления об увольнении по собственному желанию и перестали выходить на связь.

По результатам двухмесячной процедуры сплошного внешнего контроля размер ежемесячной выручки обоих ресторанов увеличился на 78%. Размер чистой прибыли по расчетам аудиторов возрос на 48%.

Бенефициары мошеннических действий:

По результатам проверки были сделаны выводы о неправомерных действиях директоров ресторанов, а также части персонала, включая менеджеров по закупкам, кассиров, барменов и бухгалтера. Вся группа персонала, участвовавшего в мошеннических действиях, была уволена по решению акционера. Предполагаемый размер вывода денежных средств указанной группой лиц по оценкам аудиторов составлял от 1,8 до 2,2 млн.руб. ежемесячно.

Сумма ущерба:

По предварительным оценкам объем сокрытой прибыли (денежных средств, выводившихся из ресторанов) за год составлял около 24 млн.руб.

Выводы:

По результатам проверки в ресторанах были восстановлены управление и надлежащий внутренний контроль в интересах акционера, восстановлен достоверный финансовый и управленческий учет. Акционер начала получать дивиденды, соответствующие реальной доходности ресторанов. Была произведена замена управляющего персонала и части работников ресторанов.